БТК приглашает зрителей на спектакль-марафон по «Аду» Данте

БТК приглашает зрителей на спектакль-марафон по «Аду» Данте

Завтра, 26 сентября, в петербургском Большом театре кукол стартует масштабный проект «Фундамент». За 6 фестивальных вечеров зрители смогут увидеть 18 эскизных работ молодых режиссёров, составляющих единый спектакль «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему», охватывающий все песни «Ада».

«Фундамент» — проект Центра развития режиссуры БТК, и шестидневный марафон по «Аду» Данте — итог первого года его работы. Кураторами фестиваля стали режиссёры-кукольники, педагоги Руслан Кудашов и Яна Тумина. Зрители смогут увидеть все 18 мини-спектаклей по Данте (по 3 каждый вечер) или выбрать наиболее заинтересовавшие и посетить отдельные показы. Организаторы подчёркивают, что молодые режиссёры — участники проекта исследовали не только язык фигуративного театра, но и мир Данте, обращаясь к работам выдающихся литературоведов и историков-медиевистов. Предусмотрена образовательная программа и для зрителей.

Что касается выбора материала, то о нём сокуратор проекта, главный режиссёр БТК Руслан Кудашов говорит так: «Почему Данте? Скорее всего, это как-то „кармически“ обосновано… Нечто такое, что висит над театром уже лет пятнадцать и ждёт своего осуществления, более рациональных объяснений у меня нет. Думаю, даже в самых невыносимых обстоятельствах мы должны хотя бы пытаться восстанавливать постоянно рвущуюся цепь времён — поэтому поэма была дана именно молодым режиссёрам. Почему многим, а не кому-то одному? Получается, это что-то вроде „концепции избегания концепции“: то есть имея множество воззрений на фундаментальный текст, мы избегаем однозначности решений, демонстрируя разность взглядов, которые, тем не менее, создают единое полотно».

БТК приглашает зрителей на спектакль-марафон по «Аду» Данте

Каждая из 18 работ, основанная на одной, двух или трёх песнях «Ада», имеет собственное название, а многие — и жанровое определение. Все вместе за шесть вечеров спектакли последовательно представят зрителям все 34 песни.

Первый вечер начнётся с работы Анатолия Гущина «Вдох» — это «видЕние» исследует состояние Данте в начале пути и «ощущение замкнутого круга». Затем Дарья Левингер пригласит зрителей в «интертекстуальный квест» «Изгнание из ада», путешествие по лимбу — преддверию или «предбаннику» ада «с веничком и Веничкой Ерофеевым», по определению режиссёра. Завершит вечер история Паоло и Франчески с участием лектора, вдохновлённого текстами Франко Нембрини, и голосом Николая Мартона — спектакль Ксении Павловой «Никто из нас не дочитал листа».

Второй вечер начнётся с «концерта», основанного на истории чревоугодника Чакко, — спектакля Романа Фурштатского «Чакко и я». Затем зрители увидят «трагикомическое сальто-мортале» — исследование выбора и внутреннего мира человека, оставшегося наедине с собой Данте в эскизе Лидии Клириковой «И да, и нет». А завершит вечер «спектакль-подкаст» Алексея Егорова «Ересь» — по определению режиссёра, «лаборатория наблюдения за еретиком, размышляющим о своём грехе».

Третий вечер откроется «почти-перформансом» Марины Хомутовой «О бедный дух» — моноспектаклем Любови Яковлевой, размышлением о насилии и тирании, где художник в широком смысле помещён в красную комнату фотолаборатории, как в красную реку крови. Продолжит вечер другой моноспектакль — Алёна Волкова в эскизе «Огненный дождь (Maestro)» исследует «желание через чужую жизнь вновь прожить свою, потому что настоящее — бесконечно ужасно» (в роли Maestro — Алексей Артёмов). А завершится вечер работой Владислава Тутака «Мухи», решённой в эстетике знаменитых гравюр-иллюстраций Доре с помощью гапитов, помещённых в пространство декорации-балаганчика.

БТК приглашает зрителей на спектакль-марафон по «Аду» Данте

Четвёртый вечер откроет «спектакль-променад» «Юбилей» — ещё одна работа Романа Фурштатского, основанная на образе встречных потоков грешников из восьмого круга Ада. Продолжится вечер «размышлением на тему» — спектаклем Марины Хомутовой «Я силился увидеть, что внутри» о магическом мышлении, грешниках-прорицателях и популярных гаданиях. Завершит вечер «суд-абсурд» — работа Алёны Волковой «Смоль», исследование актуальной «темы обвинения, власти, суда в обстоятельствах, когда суть этих понятий переворачивается вверх тормашками и используется в личных целях», по выражению режиссёра.

Пятый вечер начнёт «прочерк» с использованием бытовых объектов, как обозначил Арсений Бехтерев жанр своего спектакля «Пепел», где современная девушка, бежавшая из своей страны, находит отражение собственной боли в истории Данте, которому грешники-воры пророчат горькие времена его родины. Затем Алексей Егоров отправит зрителей в «спектакль-путешествие» «От лукавого» — историю Одиссея в исполнении Ивана Солнцева он сравнивает с движением героя поэмы «Москва — Петушки». Завершит вечер ещё один спектакль Ксении Павловой — «Злые Щели». Для этой работы о том, «что движет человеком, когда он разрушает что-то целое, когда подменяет одно другим, настраивает сына против отца, один народ против другого», также специально записал текст Николай Мартон.

Заключительный, шестой вечер начнётся с «постмодернистского ребрендинга» Дарьи Левингер — в спектакле «Гигантомахия» режиссёр, «меняя оптику, демонстрирует взгляд Данте снизу вверх, как у ребёнка — на мать, как у человека — на небеса». Продолжится вечер «Кругом девятым» Олега Пинжова, моноспектаклем Александра Игнатьева о самом страшном грехе — предательстве. А завершится — ещё одним «видЕнием» в постановке Анатолия Гущина, на этот раз «Выдохом»: историей о том, «кто и как помог Данте пройти по грани, совершая переход» из Ада в Чистилище, и о том, «что не находит выражения в слове, но способно быть высказано на языке театра».

Источник: oteatre.info