Рецензия: «Заточка» — «Острые края». Кантри, рэп и притчи

Рецензия: «Заточка» - «Острые края». Кантри, рэп и притчи

2023, «Союз Мьюзик»

Оценка: 7 из 10.

Пять лет назад «Заточка» придумала взрывную смесь кантри и рэпа, и этот жанр в принципе давал ей возможность высказываться на любую острую тему. Сообщив, что «в городе новый шериф», дальше можно было поднимать любые социальные проблемы и обличать язвы капитализма. Но «Заточке» в этой стилистике сразу стало тесно, потому что содержание оказалось для неё важнее остроумной формы. На первом альбоме была жутковатая песня «Батя бьёт маму», из текста которой сразу становилось понятно, что шериф здесь не при чём: это участковый виноват.

Про новую пластинку «Заточка» говорит, что «сильные впечатления от общей апокалиптической обстановки дали музыкантам новую энергию», и, если раньше любые их песни можно было при желании принять за анекдот, то теперь среди них всё чаще встречаются баллады и притчи с элементами горечи. Альбом «Острые края» получился эклектичным и неровным; возможно, он выиграл бы сокращения трек-листа, но «Заточке» явно дороги были все 15 песен, и группа не стала от них отказываться. Поэтому их кантри быстро выходит за рамки жанра, превращаясь то в гэнгста-рэп, то в классик-рэп, то в госпел, то в ироничные зарисовки,

Открывающая диск заглавная песня записана с участием Moscow Gospel Team, придающей юмору «Заточки» довольно трагический окрас. В следующих номерах «Старый я», «Дамы и господа», «Братское сердце» ирония так тесно переплетена с рефлексией, что невозможно определить целевую аудиторию этих треков: герой «Заточки» то сокрушается о пропаже «старого я», то идёт на ограбление, достав «пистолет размером с Джарахова». Микс модного с вечным достигает апогея в удалой кавер-версии «Угонщицы»: когда-то презираемая русская попса теперь вдохновляет новое поколение на концертные боевики. «Пол – это лава» — ещё одна смешная забойная песня о нежелании взрослеть.

Из других важных треков стоит отметить фельетон «Доброе утро, Вьетнам» от лица американской военщины, мощную концертную «закрывашку» «Руки выше!» и «Миллиарда четыре» — запоздалый, но веский ответ на старую песню Екатерины Семёновой и группы «Девчата». В своё время женское население с излишней серьёзностью восприняла их «частушку» «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тёщу мамой называл, и к тому же чтобы он и красив был, и умён». «Заточка» наконец-то выставила ответные мужские требования к избраннице: «Чтоб отличала Мольера от Педро Кальдерона, чтобы за столом могла подпеть «Мою оборону», чтоб любила всё недорогое, клеила обои, в общих чертах знала основы ножевого боя…» Это небольшая цитата, но в тексте сформулировано гораздо больше невыполнимых условий, которые прекрасно иллюстрируют творческую форму и фантазию «Заточки».

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка альбома

Источник: intermedia.ru