Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 21

Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 21

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя 7, неделя 8, неделя 9, неделя 10, неделя 11, неделя 12, неделя 13, месяц 4, месяц 5, месяц 6, месяц 7, месяц 8, месяц 9, месяц 10, месяц 11, месяц 12, месяц 13, месяц 14, месяц 15, месяц 16, месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

25 ОКТЯБРЯ

16:15. В Московском городском суде прошло судебное заседание по апелляции на решение Хамовнического суда Москвы, продлившего режиссёрке Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук содержание под стражей до 4 ноября 2023 года. Судья Мосгорсуда Анастасия Рыжова оставила решение Хамовнического суда без изменения.

Адвокаты Беркович и Петрийчук в очередной раз обратили внимание суда на то, что наблюдаются факты волокиты со стороны следствия (в частности, на протяжении 5 месяцев следователь утверждает, что не успел допросить 8 актрис), а количество представленных им материалов значительно уступает материалам стороны защиты.

Женя Беркович в своём выступлении на суде сказала: «Почти полгода мы сидим в тюрьме. Это жестокое наказание. И дело не в том, что это жестоко, а в том, что это абсолютно бессмысленная жестокость, не нужная вообще никому. Не нужная следствию — в этом мы можем убедиться из материалов дела. Для того, чтобы расследовать наше „запутанное преступление“, не нужно, чтобы мы находились в тюрьме; никакие следственные действия с нами не велись и не ведутся <…>. Если то, что я нахожусь в тюрьме, — это какой-то метод устрашения, то непонятно, кого устрашать. <…> Если это метод устрашения какой-то части общества, российского, или не российского, или театрального, то, поверьте, все, кто мог за шесть месяцев испугаться и расстроиться, уже испугались и расстроились, <…> но давайте я даже не буду такого предполагать, потому что одного или нескольких человек мучить для того, чтобы напугать всё общество, — это методы как раз тех, кого по 205-й статье нельзя оправдывать и пропагандировать, так террористы делают».

Светлана Петрийчук в своём выступлении отметила: «Ровно та же пьеса, которую пять лет назад хвалили, награждали, — через пять лет меня за неё же, к моему огромному удивлению, и арестовали. Ничего не меняется от нашего здесь нахождения. <…> Я хочу, чтобы, когда уважаемый суд читает в документах, что я могу „продолжить заниматься преступной деятельностью“, верил хотя бы не мне, а формальной логике: эта пьеса была написана пять лет назад — что я её, напишу ещё раз? Перепоставят спектакль как-то втихаря?..».

Напомним, 4 мая Беркович и Петрийчук были задержаны. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». 5 мая прошло заседание суда по избранию меры пресечения для Беркович и Петрийчук — обе были отправлены под арест на 2 месяца до 4 июля. Этот срок продлевался уже дважды.

Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Спектакль «Финист Ясный Сокол» вышел в 2020 году и стал лауреатом премии «Золотая Маска — 2022» в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа драматурга».

Источник: oteatre.info