28 и 29 октября на Основной сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Егора Перегудова «Лес» по одноимённой пьесе Островского.
Предстоящую премьеру театр анонсирует как главное событие сезона 2023–2024 — неслучайно первые показы приурочены к празднованию 101-го дня рождения «Маяковки». Хотя для самого театра этот год не юбилейный, появление «Леса» приурочено к двум круглым датам. Во-первых, к 200-летию со дня рождения Островского. Это один из любимейших драматургов Театра имени Маяковского: только сегодня в репертуаре — 7 спектаклей по пьесам Островского (в том числе написанным в соавторстве), поставленных Миндаугасом Карбаускисом, Анатолием Шульевым, Леонидом Хейфецем и Юрием Иоффе. По словам Егора Перегудова, его «Лес» будет по сравнению с ними «более хулиганским и более игровым». Отметим, что к драматургии Островского режиссёр уже обращался ранее — в московском «Современнике» он поставил «Горячее сердце» и «Позднюю любовь». Во-вторых, премьера посвящена 100-летию со дня одной из первых премьер Театра Революции (будущего Театра имени Маяковского) — «Доходного места» Всеволода Мейерхольда. После «Доходного места» (1923) он поставил уже в ГосТИМе ещё один знаковый спектакль по Островскому — «Лес» (1924).
О том «Лесе», который появится на сцене Театра имени Маяковского, в анонсе говорится так: «Актёры Счастливцев и Несчастливцев, нищие и бездомные, приходят в богатую усадьбу и вопреки логике заставляют каждого стать собой. Если ты не можешь выбрать, „за левых/за правых“, — ломай саму систему этого выбора, будь сумасшедшим: создай реальность, в которой не нужно выбирать из двух зол».
Егор Перегудов, комментируя замысел, развивает эту мысль: «Пьесы Островского часто ставят как театр в театре. В „Лесе“ мне кажется важным другое: актёры привносят игру в реальную жизнь, и в этом шанс рассказать про театр искренне. Мы ищем способ выразить театр на сцене не через слова и декорации, а через то, как люди проживают сложные моменты своей жизни при помощи фантазии. Мы бедные, а ведём себя как будто богатые; нас гонят, а мы играем свою востребованность. И вдруг эта вторая игровая реальность преображает первую. Потому что театр — зеркало с оптическим эффектом, что-то увеличивает, искривляет, выпрямляет. Посмотрелся, запомнил, стал другим… Лес — дремучая стихия: ты вытаптываешь тропинку, а она мгновенно зарастает, снова и снова. Должно быть что-то, что удерживает тебя на плаву, даёт энергию противостоять этой дремучей реальности, даже понимая её непобедимость. Для нас это театр».
Принципиальным для спектакля стало визуальное решение, детали которого театр не раскрывает, однако предлагает образное описание: «Поработав в других спектаклях со стихиями ветра, воды, огня, в пьесе Островского художественный руководитель Маяковки Егор Перегудов исследует новую стихию. Леса давно нет. Нет ни пеньков, ни опилок. Одна природная сила вытеснила другую, оставив человека в тревожной зыбкости и полном бессилии. Мир буквально поплыл из-под ног, и людям здесь больше не на что опереться. Разве что сотворить для себя иллюзию другого мира?». Над пространством спектакля вместе с Перегудовым работает главный художник Театра имени Маяковского Владимир Арефьев. Напомним, их сотрудничество, часто находящее выражение в «стихийных» и, в том числе, природных образах началось ещё до того, как в 2022 году оба заняли лидирующие посты в Театре имени Маяковского. Помимо Перегудова и Арефьева, в постановочной команде «Леса» — художник по свету Андрей Абрамов, видеохудожник Виктор Васильев и автор музыки Сергей Филиппов.
Роли в премьере исполнят Анна Ардова (Гурмыжская), Кира Насонова (Аксюша), Виталий Ленский (Восмибратов), Илья Никулин (Пётр), Ярослав Леонов (Буланов), Вячеслав Ковалёв (Несчастливцев), Сергей Удовик (Счастливцев), Дарья Повереннова (Улита), Сергей Рубеко (Карп) и Олег Сапиро (Терёнька).
Источник: oteatre.info